olegzayac (olegzayac) wrote,
olegzayac
olegzayac

Category:

Про опыт использования «стационарного» мотора на парусном надувном катамаране.

DSCN0307.JPG
Недавно пришло письмо от Дениса, который просит поделиться опытом использования стационарного «длиннохвостого» мотора на Лонге. Решил ответить в ЖЖ, чтобы мой ответ был виден и другим мореходам, если вдруг кого-то мой опыт заинтересует.
Зимой 10-11 года мы привезли во Вьетнам парусный катамаран, точнее набор частей для постройки катамарана на месте. Везли все обычным багажом в самолете. Вес раскидали на 7 человек, мотор решили купить на месте обычный подвесной. Но на месте найти ничего не удалось, вообще ничего. Местные рыбаки ставят стационарные дизели. Подвесных моторов и длиннохвостых лодок как в Таиланде здесь нет. Мы без успеха прочесали маленький городок Камфу, потом город Халонг, потом отправили двух гонцов в Хайфон – крупный портовый город, чтобы они «купили уже хоть что-нибудь».
Через два дня ребята вернулись вот с таким мотором Хонда.
DSCF0115 (2).JPG
К мотору прилагался вал с винтом и станина. Станину ребята сразу отвергли из-за большого веса (с их слов – около 30 кг). Обошлось все это примерно в 300 $.
В общем, к «длиннохвостому» мотору мы пришли по необходимости, тк не нашли обычного подвесного мотора. Хотя, как запасной вариант и рассматривали.
«Длиннохвостые» моторы ставят на лодки в Таиланде, Камбодже, Лаосе и называют так за сходство длинного вала/дейдвуда с хвостом.
Tailand_longtail.jpg
фото из яндекс картинок

Мотор (обычно автомобильный) соединен с длинным валом и стоит на шарнире. Такая конструкция (коромысло) позволяет регулировать заглубление винта и эффективно управлять лодкой без руля. Вот тут мое видео из Лаоса:

Мерил скорость по GPS – 75 км/ч!
Вся система состоит из мотора и вала с винтом установленными на шарнире. Вперед вынесен рычаг с ручкой газа на конце. Этим рычагом управляют лодкой (вправо-влево) и поднимают/опускают винт. Если повернуть более чем на 90 градусов, можно дать задний ход. Я не специалист, но, по-моему, используют обычные автомобильные моторы вместе с автоматической коробкой. Радиатора нет, в воду опущена трубка, через которую помпа гонит антифриз.

DSCF5074.JPG

В нашем случае небольшой мотор Хонда GX-120 (бензиновый, четырехтактный, 4 лс, расход – 1-2 л/час, прочие параметры легко найти в и-нете) был установлен на самодельную раму из уголка. Через муфту движок соединялся с валом метра 2 длинной, вал заключен в трубу (дейдвуд), на конце вала винт примерно 17-18 см в диаметре.

DSCF8369.JPG

Двигатель GX-120 – Очень простой и выносливый. За пять плаваний в тропиках  (между которыми он хранился тоже в тропиках) серьезных поломок не было. Рвалась от износа веревка стартера, менялось масло, чистилась или менялась свечка, промывался воздушный фильтр. Каждый раз, когда приезжали и забирали свои вещи после года хранения, дергали ручку стартера с некоторым сомнением… А он, раз-раз и заводился…
Вал – примерно 2 метра в длину и около 2 см диаметра. На заднем конце резьба, на которую накручивается винт примерно 17-18 см в диаметре. После винта навинчивается контргайка. Пробовали ставить винт чуть большего размера, но тогда мощности движка не хватало, и при движении против ветра иногда глохли.
 На переднем конце вала приварена шайба примерно 8-10 см в диаметре. Такая же шайба фиксируется на валу мотора. В шайбах просверлено несколько (4 или 5) отверстий, через них сквозными болтами шайбы соединяются друг с другом – получается муфта. Главная фишка здесь в том, что между шайбами вкладывается 2 прокладки из мягкой, пористой резины примерно по 1 см толщиной. Такая муфта допускает некоторую несоосность двигателя и вала + гасит вибрации.
Вал заключен в трубу/дейдвуд примерно 5 см в диаметре. На концах трубы и в 2 местах посередине стояли «подшипники» - деревянные втулки. Сначала движку не хватало сил проворачивать вал в таких подшипниках, потом они дымились, а потом все притерлось… Как ни странно – втулки проработали все 5 лет без замены. Конечно, периодически я напихивал в трубу литол в количестве на которое хватало терпения запихивать )))

DSCF0384.JPG

Раму собрали в виде прямоугольника из уголка – примерно 170Х30 см. В передней трети установили мотор с некоторым наклоном, на конце фиксируется дейдвуд, под передним концом дейдвуда перемычка, позволяющая фиксировать его на нужной высоте.
Несколько гаек на длинном болте позволяют выставить нужную высоту и угол наклона.
Часть рамы, вынесенная вперед от мотора, использовалась как рычаг для подъема винта из воды и регулировки заглубления.
Винт только поднимался и опускался, рулили рулем (вполне эффективно).
Сначала всю установку крепили на вторую от кормы поперечину. В таком варианте получалась большая, неудобная дыра в палубе. Кормовая балка на Лонге рулевая и загружать ее не хотелось.

DSCF0255 (3).JPG

Потом я придумал делать небольшой вынос для мотора за кормовую поперечину, и эргономика улучшилась.
Раму прикручивали к балке веревками. Балку и раму в местах соприкосновения обматывали старыми веревками, чтобы не протирало балку + гасило вибрации. Раму прикручивали так, чтобы винт опускался сам, под собственным весом. К переднему выносу/рычагу привязывали веревочку/ограничитель заглубления. Для подъема винта из воды нужно было наступить на рычаг и зафиксировать его ремнем с затяжкой/фиксатором (как на ремнях авто багажника).

DSCN0304.JPG

Скорость на ровной воде в штиль под таким мотором около 6 км/ч на малых оборотах и около 8 на высоких. (Катамаран 7,5Х3 метра, 4-7 человек на борту+снаряга, вода, еда). Расход примерно 1 – 2 л/час.

DSCF7030.JPG

В принципе, все работало. Несколько раз захлестывало волной так, что глохли, но потом заводились.
Один раз, при причаливании в сильном прибое, плохо зафиксировали мотор, и когда кат потащило волной в море кормой, винт уперся в песок. Вал согнулся под 45 градусов. В местном автосервисе за день трубу заменили на новую, вал отпустили, выпрямили и закалили обратно.
На Андаманах движок отказался заводиться. Парень из местного мотосервиса разобрал/почистил топливную систему – все заработало. Диагноз – несовместимость тайского и индийского бензина.
Изображение 1347.jpg
К плюсам такой системы можно отнести: невысокую цену; ремонтабельность в любой стране; возможность полностью вынимать винт из воды
Минусы: большой вес и громоздкость; незащищенность от воды (волны); винт упирается под углом к горизонту, отсюда снижение мощности на винте и экономичности.
Зато, смотрится брутально, под стать всему бамбуковому катамарану ))).
 
Tags: Длиннохвостый мотор на надувном катамара
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments